Цикловая комиссия общественных дисциплин
Холявкина Л.Н., председатель
цикловой комиссии общественных дисциплин
Незнание
прошлого не только вредит познанию
настоящего, но ставит под угрозу всякую
попытку действовать в настоящем.
М. Блок
В 60-е
годы в техникуме было всего три цикловых
комиссии – физико-математическая,
включающая общетехнические дисциплины,
специальных дисциплин и комиссия языков,
литературы и истории СССР. Председателем
цикловой комиссии языков, литературы и
истории СССР в 1961/62 гг. была Халмэ
Р.П., а затем Миронова Н.К. Историю в
техникуме в эти годы преподавал
Олейников А.А.
В начале 70-х годов
преподаватели истории, обществоведения,
политэкономии образовали отдельную
комиссию общественных дисциплин,
председателем которой до 1975 года
являлась Халмэ Р.П..
Халмэ Раиса Павловна
работала в техникуме преподавателем
истории и обществоведения с 1956 по 1977
год. После окончания в 1950году
Сталинградского государственного
педагогического института она работала
директором Волго-Донской семилетней
школы, а затем учителем истории в
Светлоярской средней школе. В ноябре
1956 года Раиса Павловна пришла в
техникум. Уроки Халмэ Р.П. отличались
высоким методическим уровнем, связью
преподаваемого материала с повседневной
жизнью. За добросовестный труд Халмэ
Р.П. неоднократно награждалась почётными
грамотами и отмечалась благодарностями.
С 1977 года цикловую
комиссию возглавлял Карпушин М.Я., о
котором следует сказать особо.
Карпушин Михаил
Яковлевич
окончил Волгоградский педагогический
институт, исторический факультет в 1967
году, проработал в техникуме более 20
лет, его отличали высокий
профессионализм, и требовательность к
себе, умение найти общий язык со
студентами, очень интересные уроки.
Студенты уважали его, Михаил Яковлевич
пользовался заслуженным авторитетом и
уважением в педагогическом коллективе.
После его ухода в 1996 году на пенсию по
выслуге лет преподаватели общественных
дисциплин на три года вошли в цикловую
комиссию языков и литературы.
С 1996 по 2003 год
преподавателем философии,
обществознания, логики в техникуме
работал Макарьев Павел Михайлович.
Макарьев П.М. окончил Волгоградский
педагогический институт,
историко-филологический факультет в 1978
году. Его отличала высокая эрудиция,
умение интересно построить урок,
завязать дискуссию. Павел Михайлович
пользовался любовью и уважением
студентов.
В 1999 году была вновь
образована цикловая комиссия
общественных дисциплин, её председателем
до настоящего времени является Холявкина
Л.Н.. Цикловая комиссия общественных
дисциплин всегда играла большую роль в
процессе подготовки будущих
специалистов. В советские времена, когда
образование было очень
идеологизированным, предметы
гуманитарного цикла несли основную
воспитательную нагрузку. Но и в
настоящее время, когда нет такого
идеологического пресса, роль
общественных дисциплин ничуть не
уменьшилась. Предметы, входящие в
общественный цикл, не только излагают
события прошлого, объясняют настоящее,
но также помогают не совершать ошибок в
будущем. Знания по общественным
дисциплинам нужны не только политикам и
общественным деятелям, но помогают всем
нам, в том числе и студентам техникума,
ответить на многие вопросы современной
жизни. Исходя из выше сказанного, в
основу преподавания общественных
дисциплин заложены следующие цели и
принципы:
-
развитие способностей студентов
осмысливать события и явления
действительности на основе исторического
анализа; творчески применять полученные
знания на протяжении всего жизненного
пути;
-
формирование ценностных ориентаций и
убеждений, учащихся на основе
личностного осмысления опыта истории,
восприятие идей гуманизма, уважение прав
человека, воспитание патриотизма и
взаимопонимания между народами;
-
развитие интереса и уважения к истории и
культуре своего и других народов,
стремление сохранять и приумножать
культурное наследие своей страны и всего
человечества.
В настоящее время общество
испытывает дефицит того, что называется
государственной идеологией. Сознание
людей, особенно молодёжи, учащихся,
должно питаться теми ценностями, которые
складывались веками. Вопросы воспитания
молодёжи на уроках истории и других
общественных дисциплин всегда занимали
умы политических и государственных
деятелей в нашей стране. Кто бы ни
находился у руля нашего государства, он
всегда понимал, что роль преподавателя
общественных дисциплин в воспитании
будущих поколений огромна. Ещё
У.Черчилль завидовал власти учителя над
умами людей. Преподаватели цикловой
комиссии всегда помнят о своей роли в
воспитании подрастающего поколения.
Для реализации
поставленных задач цикловая комиссия
имеет в своём распоряжении достаточно
хорошую материальную базу. Кабинет
общественных дисциплин оснащен
телевизором, видеомагнитофоном,
проигрывателем, компьютером.
Преподаватели, работающие в комиссии,
имеют в своём распоряжении учебные
пособия, раздаточные материалы,
видеофильмы. Заведующая кабинетом
Костерина В.С. большое внимание уделяет
эстетическому оформлению кабинета
общественных дисциплин, она умело
направляет творческую активность
студентов, в кабинете много различных
поделок, сделанных руками студентов.
Председатель цикловой
комиссии Холявкина Лидия
Николаевна окончила исторический
факультет Волгоградского педагогического
института им. А.С. Серафимовича 1974
году. Работает в техникуме с 1982 года,
имеет высшую квалификационную категорию,
преподаватель истории. За добросовестный
труд награждена нагрудным знаком
«Почётный работник среднего
профессионального образования РФ»,
грамотой Министерства образования РФ.
Основное внимание в преподавании истории
уделяет формированию гражданской
позиции, патриотизма, умению
самостоятельно мыслить и отстаивать свою
точку зрения. Говоря со студентами о
значении знания истории, Лидия
Николаевна руководствуется высказыванием
выдающегося русского историка
В.О.Ключевского: «История ничему не
учит, она только ставит в угол своих
нерадивых учеников». Для реализации этих
задач в техникуме проводятся предметные
недели, научно-практические конференции,
работает лекторская группа.
Преподавателем наработан большой
методический материал: тесты, опорные
конспекты, раздаточный материал, учебные
видеофильмы.
Костерина Валентина
Степановна,
преподаватель социологии и политологии,
культурологи, основ права. Окончила
исторический факультет Волгоградского
педагогического института им. А.С.
Серафимовича в 1969 году. В техникуме
работает с 1974 года, имеет первую
квалификационную категорию. В своей
работе Валентина Степановна большое
внимание уделяет развитию у студентов
чувства самостоятельности в решении
жизненных проблем, умению различать
добро и зло, быть полезным окружающим,
вырабатывает активную жизненную позицию.
Предметные недели по культурологии
способствуют развитию творческих
способностей студентов. Валентина
Степановна поддерживает связи со своими
выпускниками, и после окончания
техникума, радуется их успехам и
огорчается вместе с ними. Она может с
уверенностью сказать, что почти в любом
учреждении нашего района работают её
выпускники. Валентина Степановна
участник конкурсов «Преподаватель ВИТ –
2003» и «Преподаватель Волгоградский
индустриальный техникум ‑ 2004».
Карасёва Елена
Александровна,
преподаватель общеобразовательных и
естественно-научных дисциплин, окончила
Волгоградский педагогический институт
им. А.С. Серафимовича, биологический
факультет, в 1989 году. В техникуме
работает с 1999 года, имеет первую
квалификационную категорию. Елена
Александровна – творческий человек, в
арсенале её средств такие формы работы,
как ток-шоу, рейды по озеленению
техникума, выставки фоторабот студентов.
За время работы в техникуме Елена
Александровна накопила богатый
методический материал – опорные
конспекты, тесты, раздаточный материал,
создана рабочая тетрадь по биологии.
Елена Александровна поддерживает связь с
клубом «Экология» Красноармейского
района города Волгограда. Клуб
"Экология" наградил за проделанную
работу наш техникум Почётной грамотой и
изъявил желание и дальше сотрудничать с
нами.
Синельников Сергей
Петрович,
преподаватель обществознания, философии,
логики. Окончил Волгоградский
государственный университет исторический
факультет в 1992 году. В техникуме
работает с 2003 года, преподаватель
высшей категории. Особое внимание Сергей
Петрович уделяет исследовательской
краеведческой работе, работает в архивах
над историей техникума, учит студентов
размышлять, вести исследовательскую
работу.
Цикловая комиссия большое
внимание уделяет организации внеклассной
работы. Ежегодно проводятся предметные
недели по истории, культурологии,
социологии и политологии. Работает
лекторская группа из числа студентов
1-го курса, члены которой выступают на
классных часах, посвященных определённым
датам. Так, например, в 2004/2005
учебном году вся внеклассная работа
цикловой комиссии была посвящена
достойной встрече 60-летия Великой
Победы. В рамках предметной недели
проводилась научно-практическая
конференция «60 лет Победы: источники,
проблемы, значение». Среди студентов
1-го и 2-го курсов преподаватель
Синельников С.П. организовал написание
эссе «Мои размышления о войне и Победе».
Стали традицией посещения студентами
нашего техникума памятных исторических
мест города Волгограда и области. Такие
экскурсии организуют преподаватели
Холявкина Л.Н. и Костерина В.С.. Также
Костерина В.С. большое внимание уделяет
внеаудиторной работе по развитию
творческих способностей студентов. В
кабинете общественных дисциплин много
самых различных поделок, сделанных
руками студентов. Рефераты, доклады,
творческие отчёты ‑ ещё одна форма
внеклассной работы. Большой
воспитательный эффект имеют внеклассные
мероприятия, куда приглашаются
выпускники техникума и бывшие
преподаватели. Так, в феврале 2004 года
в рамках предметной недели по истории
проводился открытый классный час,
посвящённой 15 ‑ летию вывода советских
войск из Афганистана, где присутствовал
ветеран афганской войны, выпускник
нашего техникума Цветков В..
Большая роль отводится
краеведческой работе: регулярными стали
викторины «Знаешь ли ты историю
Красноармейского района», «Основные
страницы истории ВИТ». Большое
воспитательное значение имеют просмотры
кинофильмов в кинотеатре "Ровесник", как
правило, на военно ‑ патриотические
темы.
Члены цикловой комиссии
свои перспективы видят в более широком
применении компьютерной техники на своих
уроках, создании видеотеки, постоянному
обновлению оформления кабинета.
|