Методическая работа
И.Ю. Шурыгина, заместитель директора
по учебно-методической работе
Коллектив Волгоградского
индустриального техникума находится в
постоянном педагогическом поиске. В
быстро меняющемся мире необходимо быть в
курсе всего нового и передового, чтобы
быть профессионалом в своей
деятельности. На протяжении
существования техникума методическая
работа в нем всегда велась на должном
уровне. В истории техникума на должности
заведующего методическим кабинетом были
творческие люди и опытные преподаватели:
Аликина В.Д., Пчелина В.М., Кручинина
Н.И., Ягнюкова Л.М., Гилева С.М., Шилов
И.В., Козлова В.В. Все они внесли
огромный вклад в развитие методической
службы. Постоянно проводились заседания
методического совета, который возглавлял
Агишев В. П. (1970 ‑ 1976 гг.), Шилов
И.В. (1976 ‑ 1996 гг.), Козлова В.В
(1996 ‑ 2000 гг.). На заседаниях
обсуждались методики проведения занятий,
слушались доклады о новаторстве в
образовании, обобщался опыт
преподавателей техникума. Заведующие
методическим кабинетом постоянно были в
поиске передового опыта, посещая другие
учебные заведения города и области.
Гилева С.М. сделала первые шаги в
ознакомлении педагогического коллектива
с возможностями компьютеризации учебного
процесса.
Для активизации
педагогической деятельности оформлялись
стенды «Лучшие преподаватели»,
«Преподаватели-участники Великой
Отечественной войны». За период с 1989
по 2000 год был обобщен опыт
преподавателей техникума Мирошниковой
А.А., Модиной Т.В., Марковой Т.Д.,
Карпушина М.Я., Шилова И.В., Кручининой
Н.И., Козловой В.В.
Существенный вклад в
развитие методического пространства внес
Карпушин Михаил Яковлевич. Он был не
только заведующим методическим кабинетом
техникума, но и членом опорной
учебно-методической комиссии отрасли по
общественным дисциплинам. Методические
разработки Карпушина М.Я. были отмечены
на конкурсах отрасли и тиражировались.
Также на конкурсах отрасли Минсудпрома
СССР отмечались работы Шилова И.В.,
Трацевского Г.Г., Каплуновой Л.В.
20 лет методическую работу
в техникуме возглавлял Шилов Игорь
Викторович. Под его руководством
проводились смотры-конкурсы на лучшую
методическую разработку, лучшую цикловую
комиссию. Распространялся передовой
педагогический опыт лучших
педагогов-новаторов страны. Продолжалась
работа по внедрению в учебный процесс
активных методов обучения,
совершенствованию мастерства
преподавателей.
Преемницей Шилова И.В.
стала Козлова Валентина Васильевна,
которая стремилась ознакомить
педагогический коллектив с
инновационными подходами в обучении. Как
преподаватель она сама внедряла в
учебный процесс новые педагогические
технологии. Для повышения мастерства
преподавателей приглашала в
педагогический коллектив
педагогов-новаторов.
Сегодня методическую
работу в техникуме возглавляет Шурыгина
Ирина Юрьевна. Центром методической
работы по-прежнему являются цикловые
комиссии. В техникуме сейчас 12 цикловых
комиссий. Основное направление
методической работы ‑ систематизация
богатейшего педагогического опыта,
оказание помощи преподавателям в
совершенствовании качества подготовки
специалистов и творческого личностного
роста. Успех учебного процесса
заключается в хорошей
учебно-методической базе в соответствии
с образовательными стандартами среднего
профессионального образования. В течение
последних 5 лет преподавателями
техникума созданы учебно-методические
комплексы по всем дисциплинам и
специальностям. Составлены
профессиональные программы, переработаны
учебные планы, составлены рабочие
программы в соответствии с
Государственными стандартами нового
поколения.
С 2003 года в техникуме
проходит эксперимент по внедрению
дистанционных технологий обучения на
специальности «Экономика и бухгалтерский
учет». В 2005 году состоялся первый
выпуск студентов на заочном отделении,
результаты которого порадовали и привели
к выводу, что дистанционные технологии ‑
это технологии будущего.
В цикловых комиссиях
постоянно ведется работа по повышению
качества знаний выпускников и
педагогического мастерства
преподавателей. Это проявляется в
создании учебных пособий нового типа,
направленных на активизацию
самостоятельной работы студентов, ‑
рабочие тетради, контрольные и обучающие
тесты, электронные пособия. Внедряются в
учебный процесс информационные
технологии с применением прикладных
профессиональных программ
T/FLEX (2D, 3D, ТехноПро, ЧПУ) Компаса,
ArchiCad,
MD
Soliids,
FloorPlan,
ArCon,
Delphi,
FoxPro,
TurboPascal,
1С Предприятие 7.7., 1С Конфигурация, 1С
Бухгалтерия,
MatCad.
Методическая работа в
цикловых комиссиях направлена на
подготовку высококвалифицированных,
конкурентоспособных специалистов,
обучающихся в течение всей своей жизни.
Эта подготовка обеспечивается еще и
проведением предметных недель и недель
по специальности, включающих конкурс
«Лучший по профессии». С большим
удовольствием студенты участвуют в
методических неделях, где проявляются их
таланты и творчество.
Повышение мастерства
преподавателей на нынешнем этапе
развития методической работы
осуществляется внутри педагогического
коллектива на конкурсе «Преподаватель
года ВИТ», в котором ежегодно участвуют
преподаватели всех цикловых комиссий.
Конкурс дает возможность
систематизировать и обобщить опыт работы
педагога, а участие победителей в
региональном конкурсе «Преподаватель
года» повышает мастерство преподавателя
до верхней планки. Таким образом, за
период с 2000 до 2005 года обобщен опыт
преподавателей Бондаренко И.В. и Жуковой
С.В.
Нельзя получить коллектив
единомышленников без общения, которое
проходит на заседаниях педагогических и
методических советов. Для трансформации
передового опыта в техникуме работает
Школа педагогического мастерства. Особое
внимание уделяется повышению
квалификации и переподготовке
преподавателей. Изучаются новые
педагогические технологии, методики,
системы контроля.
С сентября 2003 года на
базе техникума работали два областных
методических объединения – по
технической механике (председатель
Вербина Н.Б.) и по инженерной
графике (председатель Попова Т.В.). На
заседаниях учебно-методических
объединений обсуждались различные
вопросы методики проведения уроков,
способы планирования и организации
самостоятельной работы студентов,
внедрения информационных технологий в
учебный процесс и др. Традиционно
проводятся областные олимпиады.
Попова Т.В. и
Вербина Н.Б. за свою работу
председателей областных методических
объединений отмечены грамотами Союза
директоров среднего профессионального
образования Волгоградской области.
Идет процесс гуманизации образования, то
есть ориентации процесса обучения на
развитие и саморазвитие личности,
раскрытие индивидуальности обучающегося.
Это обеспечивается изменением отношений
между преподавателями и студентами. В
образовательный процесс внедряются
дистанционные технологии обучения,
рейтинговая система контроля знаний
студентов.
Создан
и продолжает пополняться сайт учебного
заведения, на котором студенты и их
родители могут ознакомиться с учебной
документацией, методическим обеспечением
учебно-воспитательного процесса, с
успеваемостью и посещаемостью студентами
учебных занятий. Создаются
информационные базы «Абитуриент ‑
Студент», «Учебная часть», «Методический
кабинет», «Библиотека». Это позволяет
развивать современное образовательное
пространство на основе информационно-телекоммуникационных
технологий, повышая качество
образования.
|