Цикловая
комиссия языков и литературы
Фимина А.А., председатель цикловой
комиссии
Ищите
истину – залог удач, свершений и побед.
Она в
годах, минутах и мгновеньях.
Она одна
поймет, где только тленье,
А где
горячий и прекрасный свет.
Цикловая
комиссия русского языка и литературы с
момента образования техникума входила в
состав комиссии общеобразовательных
дисциплин, а в 1975 году стала
самостоятельной комиссией языков и
литературы. В разные годы в состав
цикловой комиссии входили методически
грамотные преподаватели, заложившие
основы обучения языков и литературы.
Князева Нина Константиновна, Шумаева
Мария Павловна, Никитина Антонина
Петровна, Янчук Валентина Георгиевна,
Волков Александр Александрович на своих
занятиях использовали различные методы
работы, прививали интерес к предмету,
осуществляя профессиональную
направленность. Много лет председателем
цикловой комиссии являлась Миронова Нина
Кирилловна, после ее ухода на пенсию
этот пост заняла Модина Тамара
Викторовна, став ее достойной
преемницей. Цикловая комиссия принимала
активное участие в общественной жизни
техникума, оказывая помощь в проведении
классных часов, различных мероприятий.
В настоящее в состав
цикловой комиссии входят 4 преподавателя
русского языка и литературы и 5
преподавателей английского языка.
Председатель цикловой
комиссии ‑ Фимина Анна Александровна,
преподаватель русского языка и
литературы. Окончила Волгоградский
государственный университет в 1987 году.
Имеет I квалификационную категорию. Стаж
работы – свыше 20 лет. В Волгоградском
индустриальном техникуме работает с 2002
года Награждена почетной грамотой за III
место в конкурсе «Преподаватель года
ВИТ-2005».
Модина Тамара Викторовна, преподаватель русского языка и литературы. Окончила
Сталинградский педагогический институт в
1956 году. Имеет высшую квалификационную
категорию. Стаж работы в техникуме 47
лет. Награждена знаком «Почетный
работник среднего профессионального
образования Российской Федерации».
Зорикова Татьяна Александровна,
заместитель директора по учебной работе,
преподаватель русского языка и
литературы. Окончила Волгоградский
государственный педагогический институт
им. А.С. Серафимовича в 1979 году. Имеет
высшую квалификационную категорию. В
Волгоградском индустриальном техникуме с
1979 года.
Бондаренко Ирина Викторовна, заведующий учебной частью, преподаватель русского
языка и литературы. Имеет высшую
квалификационную категорию. Окончила
Волгоградский государственный
университет в 1988 году. В Волгоградском
индустриальном техникуме с 1989 года. В
2003 году заняла I призовое место в
конкурсе «Преподаватель года ВИТ». В
региональном конкурсе «Преподаватель
года ‑ 2003» в системе СПО заняла 3
призовое место.
Ягнюкова Лидия Михайловна, преподаватель английского языка. Окончила
Ростовский-на-Дону государственный
педагогический институт в 1960 году. В
Волгоградском индустриальном техникуме
работает с 1975 года. Имеет первую
квалификационную категорию. Была
награждена Почетной грамотой
Министерства просвещения РСФСР и
Республиканским комитетом профсоюзных
работников просвещения высшей школы.
Адрова Светлана Геннадьевна, преподаватель английского языка. Окончила Пятигорский
государственный педагогический институт
в 1973 году. В Волгоградском
индустриальном техникуме с 1998 года.
Имеет II квалификационную категорию.
Пономарева Татьяна Александровна,
преподаватель английского языка.
Окончила Волгоградский государственный
педагогический университет в 1998 году.
В Волгоградском индустриальном техникуме
с 1999 года. Имеет II квалификационную
категорию.
Глухова Светлана Владимировна,
преподаватель английского языка. В
Волгоградском индустриальном техникуме с
1999 года. Имеет I квалификационную
категорию. Окончила Волгоградский
государственный университет в 1999 году.
В 2004 году награждена грамотой за III
призовое место в конкурсе «Преподаватель
года ВИТ».
Головченко Марина Викторовна,
преподаватель английского языка.
Окончила Дагестанский педагогический
университет им. В.И.Ленина в 1992 году.
В Волгоградском индустриальном техникуме
с 2004 года. Имеет I квалификационную
категорию.
Дисциплины русский язык и
литература преподаются на I курсе наряду
с другими общеобразовательными
дисциплинами. Обучение ведется в
соответствии с рабочими программами,
тематическим планированием. Кабинет
русского языка и литературы оснащен
видеоаппаратурой, имеется магнитофон,
что позволяет активно использовать эти
технические средства в учебных целях,
разнообразить виды и формы уроков,
внеклассных мероприятий. Кроме того,
широко используется дополнительный
дидактический материал по русскому языку
и литературе. Значимость того или иного
учебного материала определяется
преподавателями индивидуально в
соответствии с целями и заданиями урока,
с уровнем обучающихся.
Перед преподавателями
словесности стоят большие задачи,
которые требуют от них высокого
профессионального мастерства,
творческого подхода к делу, ‑ привить
интерес к учению вообще, сформировать
внутреннюю потребность непрерывного
пополнения знаний, разжечь свойственную
человеку жажду познания нового. При
изучении художественных произведений
преподаватели литературы сознательно
направляют внимание воспитанников на
понимание реальности, положенной в
основу книги. Для обсуждения на уроках
выделяют эпизоды, способные взволновать
молодых, вызвать глубокие переживания и
размышления о герое, авторе и о себе.
Совесть, добро, милосердие, сострадание,
человеческое достоинство – эти и другие
нравственные категории являются
предметом постоянного делового разговора
на уроках русского языка, литературы и
культуры речи. Несомненно, современное
общество нуждается в
высококвалифицированных специалистах:
строителях, механиках, сварщиках,
юристах, программистах. Но в не меньшей
степени ему нужны люди, умеющие
переживать, сострадать, проявлять заботу
о ближнем. Важно поднять на высокий
уровень гуманитарное образование, помочь
будущим специалистам овладеть системой
гуманитарных ценностей.
Большую роль в активизации
познавательной деятельности студентов
играют внеклассные мероприятия,
проведенные в рамках методических
недель. Во время их проведения особое
место отводится самостоятельной работе
студентов, развитию их инициативы,
творческих способностей, т.е.
становлению и развитию личностных
особенностей молодых людей. Так оформляя
газеты, бюллетени, ребята находят и
отбирают необходимый интересный
материал, включающий сведения из истории
языка, о происхождении слов,
занимательные упражнения, ребусы,
шарады, кроссворды и многое другое.
Важным моментом в обучении
русскому языку является использование
текстов художественных произведений на
различных этапах урока, при объяснении и
закреплении основных орфографических и
пунктуационных правил. Языковой анализ
текста, несомненно, способствует
совершенствованию устной и письменной
речи, расширению словарного запаса
студентов, формирует исследовательские и
аналитические умения. В этой связи
интересной формой работы со студентами
является исследование художественных
произведений по определенным темам.
Такая работа находит свое применение в
деятельности педагогов цикловой
комиссии. Умение работать с
дополнительной литературой, подготовка
рефератов, сопоставление, выделение
главного, выявление собственной позиции,
наконец, публичное выступление ‑ все это
и многое другое позволяет студентам
более качественно подготовиться к
выполнению и защите дипломного проекта
по любой специальности в техникуме.
Преподаватели цикловой
комиссии находятся в постоянном поиске
эффективных форм и методов работы,
стремятся к совершенствованию.
Литературные гостиные, литературные
композиции, диспуты, дискуссии,
семинары, использование элементов
информационных технологий, уроки –
конференции, уроки – концерты, уроки в
игровой форме ‑ вот далеко не полный
перечень форм, используемых
преподавателями цикловой комиссии на
уроках литературы и во внеклассной
деятельности. Следует отметить, что у
каждого преподавателя цикловой комиссии
свой подход к делу, свои эффективные
формы и методы работы со студентами.
Ежегодно в техникуме
проводятся мероприятия, посвященные
знаменательным датам. Творческие встречи
на заседаниях Литературной гостиной,
уроки мужества, литературные композиции,
классные часы, приуроченные к
знаменательным датам, формируют у
воспитанников чувство патриотизма, любви
к родной земле, гордости за историческое
прошлое своего государства. Модина
Тамара Викторовна – один из старейших
работников техникума, знающая о Великой
Отечественной войне не понаслышке, умеет
на встречах с ветеранами Великой
Отечественной войне подготовить
студентов к выступлению, настроить их на
соответствующий лад, создать
благоприятную психологическую
обстановку. Ветераны, постоянные гости
техникума, очень тепло отзываются о
таких встречах, понимая и свою роль в
воспитании подрастающего поколения.
Модина Т.В. работает в тесном
сотрудничестве с библиотекарями
техникума. Богатый литературный
материал, публикации, иллюстрации,
выставки книг – такова конкретная помощь
работников библиотеки. «Песни, опаленные
войной», «Ты защищал Сталинград», «Это
страшное слово – война» ‑ вот лишь
некоторые темы литературных композиций.
В техникуме существует
Литературный клуб «Бродячий щенок»,
руководителем которого является Фимина
А.А. Постоянными членами клуба являются
студенты 1-х и 2-х курсов. На заседания
приглашаются интересные личности –
музыканты, поэты, актеры из числа
студентов и преподавателей техникума. В
непринужденной обстановке, где звучит
музыка, горят свечи, участники читают
стихи, спорят, выполняют интересные
занимательные задания, пробуют себя в
роли актеров, импровизируют, творят.
Постоянные члены клуба становятся потом
участниками, ведущими многих
общетехникумовских мероприятий,
методических недель по любой
специальности. Навыки, полученные ими во
время подготовки и проведения заседаний
клуба, позволяют им самоутверждаться,
самовыражаться. Вот некоторые темы
заседаний литературного клуба: «Любовь
вечна, меняются только возлюбленные»,
«Ты тоже родился в России», «Продвинутый
чел или кое-что о современном человеке»,
«С днем рождения, А.С.Пушкин» и др.
Такая форма работы со студентами, как
литературный клуб, органично влилась в
систему воспитательной работы в
техникуме. Помогает она и в прочном
усвоении литературного материала.
Курс «Русский язык и
культура речи» тесно связан с целями и
задачами предметов «Русский язык» и
«Литература». Овладение нормами
литературного языка, навыками
коммуникативного общения оценивается
преподавателями на конкурсах,
студенческих конференциях, при создании
собственных произведений и
публицистических статей. Так в
литературных конкурсах приняли участие
многие студенты. Лауреатом конкурса
«Жемчужная строка» в 2004 году стала
Краснобородова Л. (выпуск 2004 года);
Малышев Е. (С ‑ 213), Петров А. (ВТ ‑
312), Кожемякин Д. (ВТ ‑ 114), Ионов А.
(Э ‑ 213) приняли участие в конкурсе в
2005 году. Наши воспитанники являются
постоянными читателями и авторами
студенческой газеты техникума
«Гаудеамус» (главный редактор ‑
преподаватель литературы Бондаренко
И.В.). Ребята в своих статьях делятся
впечатлениями о проведенных
мероприятиях, высказывают свою точку
зрения на наболевшие вопросы и проблемы
молодых, берут интервью у интересных
людей, рассказывают о своем хобби,
придумывают интересные истории. И пусть
не все получается сразу, но эта работа
интересна и увлекательна.
Место курса «Иностранный
язык» в системе профессионального
образования определяет его назначение –
завершить формирование основ владения
иностранным языком, начатое в средней
общеобразовательной школе, и заложить
основы практического владения
иностранным языком в своей профессии и
основы делового языка, тем самым
обеспечивая преемственность в обучении:
средняя общеобразовательная школа –
средняя профессиональная школа-вуз.
В составе
учебно-методического комплекса (УМК)
дисциплины основное место занимает
рабочая программа по курсу «Иностранный
язык» для преподавания английского языка
в техникуме по девяти специальностям
очного отделения, разработанная на
основе примерной программы по дисциплине
«Иностранный язык» для ссузов в
соответствии с ГОС СПО второго поколения
в части государственных требований к
образовательному минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников.
Занятия по курсу
«Иностранный язык» имеют практический
характер. Освоение и совершенствование
студентами фонетики, грамматики
(морфологии и синтаксиса), правил
словообразования и сочетаемости слов, а
также лексики и фразеологии происходит в
процессе работы с устными и письменными
текстами, разного рода словарями и
справочниками, организуемой с
использованием новых педагогических
технологий.
При создании своего УМК
преподаватели английского языка
техникума используют как рекомендуемую в
примерной программе литературу и ТСО,
так и иную, российских и зарубежных
издательств, но обязательно отвечающую
современным требованиям. Большой интерес
для преподавателей представляет
Оксфордская учебная литература. В ней
представлен актуальный страноведческий
материал, что позволяет будущему
специалисту овладеть необходимой
информацией мирового значения, расширить
знания в области культуры, науки,
экономики, науки. Преподаватели
Пономарева.Т.А., Головченко М.В.,
Глухова.С.В., Адрова С.Г., Ягнюкова Л.М.
внедряют элементы передовых технологий в
учебный процесс. Групповой
поисково-познавательный метод работы,
различные виды игр, поисковое чтение,
чтение с извлечением информации,
положенные в основу передовых
технологий, уже находят применение на их
уроках. Преподаватели цикловой комиссии
постоянно совершенствуют и повышают свой
профессиональный уровень, следят за
новинками методической литературы.
Для пополнения УМК
преподавателями техникума по личным
планам подготавливаются и публикуются
учебные пособия-сборники технических
тестов на английском языке с
упражнениями для различных
специальностей (в процессе подготовки и
публикации таких учебных пособий
используется работа преподавателей с
компьютерными программами и работа в
Интернете, где преобладают тексты на
иностранных языках). Пономаревой.ТА.
создано электронное пособие по
специальности «Сварочное производство»
для студентов 3 ‑ 4 курсов очного и
заочного отделения. Внедрение элементов
дистанционного обучения позволяет
поставить процесс обучения иностранному
языку на более высокий уровень.
Головченко М.В., Ягнюковой Л.М.
разработаны рабочие тетради для
начинающих изучать английский язык в
техникуме, включающие интересный учебный
материал: разные виды упражнений,
иллюстрации, таблицы. Для накопления
дидактического материала по
специальности преподаватели используют
литературу технической библиотеки ВГСЗ,
конструкторского отдела ‑ проспекты на
иностранном языке, каталоги, контракты.
В процессе обучения иностранному языку
применение ТСО (видео – и аудиотехники,
мультимедиа и прочее) имеет большое
значение. Это создаёт максимальную
наглядность, повышает интерес и
мотивацию обучения. Реализации
практических, образовательных и
воспитательных задач способствует также
и внеклассная работа по иностранному
языку, массовые формы внеклассной работы
имеют при этом огромное значение.
Внеклассная работа как часть учебного
процесса тесно связана с требованиями
программы и строится в своей основе на
её языковом минимуме. Интеграция учебной
и внеклассной работы способствует
активизации речевых возможностей
студентов, формирует интерес к предмету,
позволяет осуществлять
дифференцированный подход к
воспитанникам. Так в рамках методических
недель преподавателями английского языка
был разработан и проведен ряд интересных
познавательных мероприятий: «День
святого Валентина», «Мы ‑ юные
менеджеры», «Телемост «Москва-Лондон»,
игра "Что? Где? Когда?», шекспировский
час, занимательные конкурсы, аукционы,
КВН, олимпиады и др. При планировании и
проведении мероприятий преподаватели
учитывают индивидуальные способности и
склонности студентов, формируют
устойчивый интерес к предмету, каждому
участнику отводится соответствующую роль
и представляется возможность проявить
свой творческий потенциал.
«Расскажи
мне – и я забуду. Покажи мне – и я
запомню. Вовлеки меня – и я научусь», ‑
гласит мудрая китайская пословица.
Только вовлекая студентов в творческий
познавательный процесс, создавая
ситуации личностного, нравственного
роста можно если не решить проблему, то
хотя бы приблизиться к ее успешному
решению. Поиск – вот залог успеха
сотрудничества преподавателей цикловой
комиссии языков и литературы и
студентов.
|