Волгоградский индустриальный техникум

   

Главная
История техникума
Техникум сегодня
Наше руководство
Специальности
Цикловые комиссии
Учебная часть
Дополнительное образование
Методическая работа
Воспитательная работа
Студенческая газета
«Гвардия»
Наши выпускники
Информация для сотрудников
Информация от психолога
Студенческий комитет

Технология машиностроения

Т.Г. Вышегородцева, председатель цикловой комиссии машиностроительных дисциплин

Знание технологии, способов и процессов создания машин является одним из основных богатств человечества.

Специальность «Технология машиностроения» ‑ одна из старейших в техникуме. Подготовка техников-технологов ведется с 28 апреля 1930 года.

Технология машиностроения ‑ одна из ведущих отраслей производства. Продукция механообрабатывающего производства используется всеми отраслями промышленности, в том числе судостроительной, предприятиями тяжелого и легкого машиностроения, нефтехимической промышленности, сельскохозяйственной и др. Технология машиностроения является базовой, ведущей отраслью ракетно ‑ космической, автомобильной промышленности, тракторостроения, самолетостроения, приборостроения.

Из воспоминаний ветеранов техникума:

Котилевский Николай Владимирович, работал в техникуме с 1955 по 1993 год преподавателем машиностроительных дисциплин и заведующим очным отделением. «Я перешел работать в техникум с завода “Судоверфь” в 1955 году, имея за плечами четырёхлетний стаж работы в качестве старшего технолога по механической обработке металлов резанием. Директором техникума был тогда Чернуха В.К., зам. директора по учебной работе – Мишустин И.С. Преподавал предметы резание металлов, расчёт и конструирование режущего инструмента. Групп было много: по две группы на каждом курсе очного и заочного отделений. В этот период было две специальности – «Обработка металлов резанием» и «Инструментальное производство». На указанных специальностях работали опытные преподаватели: Мишустин И.С., который вёл курс металлорежущие станки; Тырин П.И. ‑ технология машиностроения; Дюдькин К.Г. – металлорежущие станки; Мордвинцев В.М. – допуски, посадки и технические измерения, Спасибко С.Я. – экономика и организация производства.

Для техникума базовым предприятием был Волгоградский судостроительный завод. Кабинеты оснащались необходимыми станками, приборами, инструментами. Лабораторные и практические занятия проводились не только в техникуме, но и в цехах завода. Мастерские техникума имели металлорежущий и слесарный участки. Заведующий мастерскими был Никифоров В.И, а затем Кичапов А.И.. В мастерских работали в две смены. Мастера привлекались с завода. Студенты получали хорошие знания, что позволяло выполнять несложные заказы завода, и делали даже закаточные машинки для консервирования овощей для торговых организаций.

На производственную практику для получения разряда студентов распределяли по крупным предприятиям: судостроительный завод, тракторный завод, канатный завод, завод деталей и нормалей и др. Студенты получали заработную плату, а в конце практики производственные комиссии присваивали им соответствующие разряды. Выпускники имели хорошие теоретические знания и практические умения. Большинство из них занимали в дальнейшем должности мастеров, технологов, начальников участков и цехов заводов.

Затем в техникум пришли Маркова Т.Д., Холодкова Л.М., которые много потрудились, чтобы оборудовать кабинеты и лаборатории после пожара в техникуме в 1976 году. Необходимо отметить, что для лучшего оснащения кабинетов, для повышения наглядности обучения широко внедрялось техническое творчество преподавателей и студентов. Многие действующие модели станков и приспособлений выставлялись на городских выставках, на выставке в г. Москва и занимали призовые места. Руководил кружком технического творчества много лет и внёс свой личный большой вклад преподаватель Котилевский Н.В., за что был неоднократно награждён знаком «Победитель социалистического соревнования».

Во время преддипломной практики студенты работали на заводах в качестве помощников технологов, контролёров, мастеров, нормировщиков и т.д. Им выдавалось задание, назначался консультант от предприятия, и студент приступал к сбору материала для своего проекта.

В 1983г я ушел на пенсию, но ещё много лет по совместительству преподавал на заочном отделении, консультировал по курсовому и дипломному проектированию.

Дюдькин Константин Григорьевич, окончил Сталинградский механический институт в 1951 году, факультет технологический. Работал в техникуме с 1952 по 1974 годы. Константин Григорьевич преподавал дисциплину металлорежущие станки, с 1952 по 1955 годы был заведующим технологическим отделением. Он серьёзно занимался со студентами техническим творчеством. Многие модели, изготовленные под его руководством, были отмечены на общегородских выставках Волгограда. Это - поперечно – строгальный станок с гидроприводом, установка для литья деталей из капрона. Константин Григорьевич был награждён Почётной грамотой Министерства судостроительной промышленности СССР к 50летию ВИТ.

Молчанов Иван Иванович, преподаватель машиностроительных дисциплин, заведующий вечерним отделением, ветеран Великой отечественной войны, награждён Орденом Великой отечественной войны I степени, Орденом Красной Звезды, юбилейными медалями Победы в Великой отечественной войне. Иван Иванович окончил Волгоградский механический институт в 1962 году, факультет «Эксплуатация и ремонт автомобилей и тракторов», преподаватель высшей категории. В техникуме работал с 1963 году, преподавал дисциплину допуски, посадки и технические измерения. С его помощью была создана хорошая материальная база по этому предмету, разработаны методические рекомендации к практическим и лабораторным работам, богатый дидактический материал. В 1965году в техникуме открылось вечернее отделение. Иван Иванович был назначен заведующим, выполнял добросовестно и талантливо эту функцию до 1999года. Иван Иванович – прекрасный наставник, скромный, тактичный человек.

Агафонов Георгий Ефимович, преподаватель машиностроительных дисциплин, окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства в 1940 году, механический факультет, был принят на работу в наш техникум в 1963 году, преподавал дисциплины технология машиностроения; детали машин; резание металлов; допуски и посадки; техническое черчение. Выполнял обязанности председателя цикловой комиссии по обработке металлов резанием, руководил художественной самодеятельностью техникума. Георгий Ефимович внёс большой вклад в дело по наглядному оснащению кабинета «Детали машин». Это настольные действующие модели: «Зубчатые и червячные передачи», «Ремённые и цепные передачи», «Фрикционные передачи»; стенды «Зубчатые и червячные передачи», «Реечные зацепления», «Пластмассы в быту», «Подшипники» и т.д. Он был награжден правительственной медалью «За доблестный труд», имел благодарности за качественную работу.

Костерин Юрий Ювенальевич в 1960 году окончил Волгоградский индустриальный техникум и получил диплом с отличием. В 1969 году окончил Волгоградский механический институт по специальности “Технология машиностроения”. С 1972 по 1979 гг. работал в Волгоградском индустриальном техникуме заведующим отделением и преподавал дисциплины металловедение и технология машиностроения. Юрий Ювенальевич – высококвалифицированный специалист, постоянно совершенствовал методику образовательного процесса, улучшая качество преподавания. Он положил начало оснащению кабинета “Обработка металлов резанием”, а так же возглавлял цикловую комиссию.

Маркова Татьяна Дмитриевна работала в техникуме с 1974 по 1992 год преподавателем машиностроительных дисциплин и заведующим дневным отделением. «В августе 1974 год была принята на работу в техникум преподавателем предмета металлорежущие станки. С первых дней работы одной из основных задач стало преобразование, а, вернее сказать, создание кабинета нового образца по данному предмету. На это время приходится изменение учебного плана по специальности «Обработка металлов резанием», вводятся новые программы и предметы. У меня в нагрузке также появились новые дисциплины ‑ основы автоматизации производства и станки с ЧПУ. Для ведения полноценных уроков необходимо было оснащение наглядными пособиями, дидактическим материалом, инструкциями по проведению лабораторных и практических работ. Вся эта работа проводилась на базе кабинета «Металлорежущие станки» и заняла несколько лет. Самыми интересными и объемными работами, с моей точки зрения, были автоматические плакатницы, электрифицированные схемы станков, действующая модель автоматической линии по обработке валов.

В 1976 году меня назначили председателем цикловой комиссии по специальности «Обработка металлов резанием». Следует отметить, что у обработчиков было больше всего специальных кабинетов: «Металлорежущие станки», «Резание металлов и инструменты», «Технология машиностроения», «Экономика». Стало правилом, что дипломные работы, которыми руководили преподаватели ‑ заведующие этими кабинетами, всегда подтверждались действующими моделями, макетами для оснащения и совершенствования учебного процесса. Много в этом направлении сделали преподаватели Котилевский Н.В., Спасибко С.Я., Холодкова Л.М., Острянин В. К. Большую работу по оснащению мастерских проделал Лапчевский В.С. Отрадно то, что большая часть выполненных работ используется и сейчас при ведении уроков.

С 1 сентября 1976 года приказом директора техникума я была назначена зав. дневным отделением. Для нормального ведения учебного процесса считала, что основным определяющим критерием является дисциплина, как среди учащихся, так и среди преподавателей, и уделяла дисциплине особое внимание. Любые творческие процессы можно свести на нет, если отсутствует деловая дисциплина. При этом дисциплина должна быть разумной, без подавления и притеснения личности человека, особенно учащегося.

На второй год работы мне поручили классное руководство группой третьего курса. Это была моя первая группа, и я до сих пор помню всех ребят поименно. На зимние каникулы я повезла ребят в Москву. Мы были первыми, после нас такие поездки стали обычным явлением и мало кто знает, что перед тем, как поехать, я писала расписку директору техникума Неклюдову А.М., что это моя личная инициатива, и я это делаю без официального разрешения администрации. Неклюдов А.М. был очень строгий директор, и, я не думаю, что он боялся ответственности, просто, наверное, еще сомневался во мне.

В те годы практически все занимались той или иной общественной работой. Несколько лет я избиралась секретарем партийной организации, была заместителем председателя месткома. И я до сих пор считаю, что общественная работа помогает как общему, так и профессиональному развитию любого специалиста».

С 1992г по 1997год цикловую комиссию возглавляла Холодкова Людмила Михайловна, преподаватель высшей категории. В 1962 году она окончила Волгоградский механический институт, факультет «Технология машиностроения». Людмила Михайловна работает в техникуме более 20 лет. В этот период проводилась большая работа по оснащению специальности наглядными пособиями, которые выполнялись студентами во время дипломного проектирования и в кружках технического творчества, которыми руководил Котилевский Н.В.. Дипломная разработка студентов на конкурсе в городе Горький была отмечена как лучшая. Имея богатую практику как станочник, конструктор, технолог, Людмила Михайловна передает свои знания и умения студентам, постоянно самосовершенствуясь. Она принимала участие в конкурсе «Преподаватель года 2003 – 2004» в рамках ВИТ, и была отмечена грамотами за плодотворную работу. Её открытые уроки, конференции отличаются деловой доброжелательной атмосферой. Она тепло вспоминает преподавателей, которые работали вместе с ней. Это ‑ Маркова Т.Д., Молчанов И.И, Белозеров, Лапчевский В.С., Острянин В.К., Терещенко О.А. Все они преподавали спецпредметы по данной специальности. У Марковой Т.Д ‑ перенимала опыт по ведению обычных и открытых уроков, оформлению методических документов. Острянин В.К. восхищал прекрасными конструкторскими знаниями, умелым руководством дипломным проектированием, качественными открытыми уроками. Терещенко О.А. много лет плодотворно и грамотно руководила работой мастерских, которые были своевременно подготовлены к практикам студентов, оснащены работающим оборудованием, режущим и мерительным инструментом и т.д.

В настоящее время в техникуме на специальности «Технология машиностроения» работают наряду с Холодковой Л.М. высококвалифицированные преподаватели.

Шурыгина Ирина Юрьевна, преподаватель высшей категории, окончила Волгоградский политехнический институт, факультет «Технология машиностроения», работает в техникуме с 1992 года, преподает дисциплины технологическое оборудование; технологическая оснастка; гидравлические и пневматические системы; охрана труда; курсовое и дипломное проектирование. Ею разработан большой методический материал по своим дисциплинам, проводятся интересные открытые уроки, деловые игры, конференции. В настоящее время талантливо возглавляет методическую работу в техникуме.

Долотов Александр Сергеевич, имеет средне техническое образование, выполнял обязанности мастера производственного обучения в училище №19, с 2004 года ‑ заведующий мастерскими ВИТ.

Постоенко Елена Михайловна в 1979г. окончила Волгоградский индустриальный техникум, специальность «Технология машиностроения», работала мастером производственного обучения в училище №19, с 2000 года ‑ мастер производственного обучения ВИТ. Елена Михайловна грамотный специалист, умелый организатор, наставник. Она разработала методические рекомендации для практического обучения студентов, которые значительно помогают в работе. Много внимания Елена Михайловна уделяет студентам при проведении конкурсов «Лучший по профессии» на территории мастерских техникума. Особенно велика её заслуга при подготовке студента группы ТМ ‑ 314 Бойко Максима к региональному конкурсу профессионального мастерства, где он занял 1 место.

Бузин Александр Васильевич работал мастером производственного обучения в механических мастерских ВИТ с 1978 по 2004г. Александр Васильевич терпеливо, по ‑ отечески доброжелательно обучал студентов первичным навыкам управления станком, навыкам обработки деталей.

Жук Евгений Анатольевич, преподаватель II категории, в 2004 году окончил Волгоградский педагогический университет, факультет технологии и предпринимательства. Преподает дисциплину материаловедение и является мастером производственного обучения.

Вышегородцева Татьяна Георгиевна, преподаватель высшей категории, в 1973 году окончила Волгоградский политехнический институт, факультет «Автоматизация и комплексная механизация производственных процессов». С 1974 по 1980 годы работала совместителем по предметам узкой специализации. На постоянную работу в ВИТ перешла с 1992 года, имея 20-летний стаж работы инженером-технологом - программистом по разработке управляющих программ для станков с ЧПУ на Волгоградском судостроительном заводе. Сначала преподавала дисциплины программирование для автоматизированного оборудования; управляющие вычислительные комплексы. В 1997 году приказом директора техникума назначена председателем цикловой комиссии.

С начала своей преподавательской деятельности Вышегородцева Т.Г. старалась максимально возможно приблизить учебный процесс к вычислительной технике. Первый программный пакет САП ‑ САДКО для персональных машин ДВК 3 и 4, затем САП ‑ PEPS для IBM, позволяли автоматизировать процесс разработки программ для станков с ЧПУ и использовать соответствующую документацию при дипломном проектировании. Это давало возможность студентам представить, как можно использовать ЭВМ в своей будущей профессии и самим научиться работать с реальной автоматизированной системой программирования базового предприятия ОАО «Волгоградский судостроительный завод».

«Сначала я пользовалась только традиционными методами обучения, но, не получая желаемой отдачи, искала другие возможности активизировать познавательную деятельность студентов и приблизить их максимально возможно к производству. Ориентируясь на новое направление в Государственных стандартах СПО о привлечении САПР для многих дисциплин, а так же на то, что XXI век будет веком компьютерных технологий, я как преподаватель и председатель цикловой комиссии 1201 «Технология машиностроения» занялась поиском современных программных продуктов, которые удовлетворяли бы всем нашим требованиям. Мы утвердили ряд новых дисциплин в счёт резервного времени и времени на дисциплины по выбору студентов системы автоматизированного программирования; системы автоматизированного проектирования; инженерное проектирование и моделирование. Затем приобрели современные передовые отечественные компьютерные технологии T/FLEX, разработчиком которых является Московский государственный технический университет «Станкин». Они позволяют автоматизировать управление проектами и документооборотом предприятия, создание конструкторской документации, создание технологической документации, создание технологической оснастки, изготовление изделия (подготовку программ для станков с ЧПУ). Разработчики достигли полной интеграции этих систем, что позволяет избежать двойного ввода информации. Ни для кого не секрет, что в учебном процессе удельный вес профессиональной деятельности не велик и не достаточно эффективен, так как не разрешает основное противоречие между тем, что и как делает студент при обучении, и тем, что и как он будет делать на производстве. Согласно последнему учебному плану, изучение этих программных продуктов происходит последовательно от модуля к модулю, начиная со второго курса. Студенты осваивают свою деятельность от простого к сложному, приобретая навыки автоматизированной работы и обязанности специалистов: техников-конструкторов, техников-технологов, оценивают значимость и сложность типовых задач.

Студенты с удовольствием осваивают эти программные модули, так как понимают главную цель: за такими реальными компьютерными технологиями будущее, они совершат революцию в производстве и экономике. Работа в учебном заведении с реальными передовыми технологиями, которые уже используются на ведущих предприятиях страны и будут использоваться на всех оживающих предприятиях, способствует профессиональному становлению студента. Она формирует личность, способствует поиску, творчеству, активности, даёт уверенность в правильном выборе профессии, её значимости и себя в ней как главной движущей силы.

Такое обучение приведёт к безболезненному переходу к реальному выполнению своих трудовых обязанностей.

Мы освоили автоматизированное параметрическое проектирование, а также проектирование общих и конкретных технологических процессов, оформление маршрутных и операционных технологических карт. Выполнили курсовой проект с использованием названных программных продуктов, приступили в текущем году и к дипломному проектированию. В настоящее время мы работаем над внедрением интеграции процесса параметрического проектирования и автоматического проектирования технологического процесса на электронный чертёж, над введением электронных эскизов в операционные карты, расчётом режимов резания и нормированием операций.

В нашей комиссии сложилась хорошая деловая атмосфера взаимопонимания. Мы стараемся идти в ногу со временем и даже с некоторым опережением, так как в нашем городе пока есть только одно предприятие ‑ завод Тяжелого машиностроения им. Петрова, где применяют систему T/FLEX CAD 2D, и руководитель отдела САПР говорит о явном её преимуществе перед аналогичной системой AutoCAD.

Наша специальность – базовая для роста экономики и, работая на перспективу, готовя специалистов, понимающих преимущества САПР, умеющих работать с такими системами, мы помогаем и студентам чувствовать себя уверенными в своей конкурентоспособности, и страну обеспечиваем нужными специалистами».

За активное внедрение информационных технологий в учебный процесс Вышегородцева Татьяна Георгиевна была награждена дипломом лауреата регионального конкурса «Преподаватель года 2002» в системе СПО г. Волгограда.

За последние пять лет все преподаватели нашей специальности серьёзно поработали над обновлением методического обеспечения, созданием методических комплексов в жесткой копии и электронном варианте по всем дисциплинам.

Особого внимания заслуживают следующие работы:

-      методические рекомендации по расчету режимов резания и нормированию для всех операций по Технологии машиностроения (автор – Холодкова Л.М.);

-      методические рекомендации по курсовому проектированию по Технологической оснастке (автор – Шурыгина И.Ю.);

-       лекционный материал и лабораторный практикум по Информационным технологиям в профессиональной деятельности (автор – Вышегородцева Т.Г.).

Все эти разработки отмечены на конкурсах методических разработок внутри ВИТ и нашли заинтересованных лиц на региональных выставках и на образовательном форуме в г. Москва.

На нашей специальности проводятся интересные недели специальности, конкурсы на звание «Лучший по профессии» в рамках техникума, конференции, КВН, открытые уроки, встречи с выпускниками. В июне 2005 года наши студенты принимали участие в региональной олимпиаде профессионального мастерства «Лучший по профессии» по специальности «Технология машиностроения», где Бойко М.– студент третьего курса, занял 1 место и награждён дипломом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области. Это говорит и о качественной практической подготовке наших студентов. Наши студенты принимают активное участие в жизни техникума: это художественная самодеятельность, спортивные соревнования, тематические классные часы и вечера.

Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, участвуя в методических объединениях, курсах повышения квалификации, участвуя в конкурсах на лучшего преподавателя года, изучая новую литературу, программные продукты.

Наши студенты проходят три практики: первичное знакомство со специальностью происходит на базе мастерских техникума после второго курса, станочная практика на получение разрядов в основном проходит в обрабатывающих цехах базового предприятия ОАО «Волгоградский судостроительный завод» ‑ третий курс; технологическая ‑ на предприятиях города – четвёртый курс. Хорошие плоды дают практические уроки на производстве: в лаборатории механических мастерских ВИТ по дисциплине технологическое оборудование, в цехах и инженерном корпусе завода на лабораторных работах по дисциплинам: управляющие технические системы; технологическая оснастка; технология машиностроения. Наши студенты получают благодарности от руководителей практик и руководства предприятий. Их приглашают на работу в каникулярное время.

Выпущено более 3000 специалистов нашей специальности. Из них 155 человек получили дипломы с отличием. Выпускники трудятся на базовом предприятии ОАО «Волгоградский судостроительный завод», и других предприятиях, учреждениях г. Волгограда и городов Российской Федерации.

Многие выпускники нашей специальности 60-80х годов стали высококвалифицированными специалистами ОАО «Волгоградский судостроительный завод»:

Чижов В.И. – зам. директора по машиностроению;

Смирнов А.Б. – зам. директора по экономике;

Манюков С.П. – начальник технического отдела машиностроения;

Каплунов В.М. – начальник производственного отдела по машиностроению;

Млечко В.В. – зам главного бухгалтера;

Долотов В.К. ‑ начальник отдела снабжения;

Горшенин О.В. – зам. начальника отдела снабжения;

Краснокутский Н.С. – начальник бюро управления проектно-технологических работ;

Дорофеев А.И. – начальник цеха №215;

Измалков Ф.А. – зам. начальника цеха №140;

Бобров В.И. – начальник цеха № 114;

Ерошенко А.В. – начальник цеха № 180;

Каплунова Л.В. – старший инженер отдела кадров;

Конева Н.Ф. ‑ старший инженер отдела кадров и т.д.

Выпускники начала XXI века продолжают учёбу в высших учебных заведениях, часто совмещая её с работой на производстве: Белянская С. ‑ нормировщик цеха №220, Федосов С. – наладчик станков с ЧПУ, Горбачева Е. – плановик ПДБ цеха №215,. Гревцова Е. в техникуме была старостой группы, умело сочетала отличную учёбу с активным участием в жизни техникума, получала стипендию города – героя Волгограда и ОАО «Волгоградский судостроительный завод». Сейчас она мастер цеха № 114 и студентка вечернего отделения Волгоградского технического университета. Мы можем гордиться своими выпускниками.

 

 

 


Rambler's Top100
 
Hosted by uCoz