Волгоградский индустриальный техникум

   

Главная
История техникума
Техникум сегодня
Наше руководство
Специальности
Цикловые комиссии
Учебная часть
Дополнительное образование
Методическая работа
Воспитательная работа
Студенческая газета
«Гвардия»
Наши выпускники
Информация для сотрудников
Информация от психолога
Студенческий комитет

Судостроение

Леонова В.В., преподаватель судостроительных дисциплин

В построение корабля человек вкладывает лучшее, что в нем есть.

Корабль – вещь, не имеющая себе подобия в природе, кроме разве сухого листка, упавшего в поток.

Джон Стейнбек

Как только закончилась Сталинградская битва, т.е. уже в марте 1943 года, встал вопрос о возобновлении работы техникума. 15 февраля 1944 года техникум получает новое название – Сталинградский машиностроительный техникум Министерства тракторного машиностроения. Он переводится в новое помещение – в район станции Сарепта, где и размещается по настоящее время. В 1946 году в техникуме закрывается отделение тракторостроения и создается новая специальность “Судокорпусостроение”. Её основателями стали преподаватели ‑ совместители – работники Волгоградского судостроительного завода. Восстановительный период в техникуме продолжался до 1950 года и проходил в тяжелых условиях послевоенного времени. Преподавателям и студентам приходилось заново создавать учебно-материальную базу, самим изготавливать мебель, наглядные пособия.

С 1 сентября 1952 года председателем цикловой комиссии судостроительных дисциплин был назначен Еделькин Михаил Иванович, окончивший Ленинградский кораблестроительный институт. С 25 мая 1955 года он становится заведующим отделением. Высококвалифицированный специалист, серьезный, ответственный, Михаил Иванович с полной отдачей занимался вопросами совершенствования учебно-воспитательного процесса, неустанно воспитывал подрастающее поколение. Позже, уже работая на Волгоградском судостроительном заводе, он не переставал интересоваться  делами коллег и студентов, проблемами цикловой комиссии.

В связи с переименованием техникума в судостроительный, с подчинением Министерству судостроительной промышленности , 16 октября 1953 года открывается новая специальность «Судовые машины и механизмы», преподаватели которой входят в состав цикловой комиссии судостроения. В 1955 году в техникум в качестве преподавателей приходят выпускники Николаевского кораблестроительного института. Один из них, Никольский Олег Георгиевич, энергичный, инициативный, знающий свое дело специалист, сразу же  избирается председателем цикловой комиссии. Олег Георгиевич принимал активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни техникума. Как классный руководитель он всегда добивался устойчивых положительных результатов.

В 1971 году председателем цикловой комиссии становится Шилов Игорь Викторович. После окончания Горьковского политехнического института в 1957 году он  десять лет работал на Волгоградском судостроительном заводе – сначала мастером, инженером-конструктором 2 категории, потом старшим строителем морских судов по корпусной части. За время работы в техникуме с 1970 года Игорь Викторович прошел путь от преподавателя до председателя цикловой комиссии, до заместителя директора по учебной работе. Всегда инициативный, требовательный, Шилов И.В. как преподаватель внедрял новые формы обучения, одним из первых в системе профессионального образования стал создателем учебно-методических комплексов. Игорь Викторович  неоднократно  становился победителем различных смотров и конкурсов. В 1975 году его фотография была помещена на районной Доске Почета как лучшего преподавателя  техникума. Обладая организаторскими способностями, Шилов И.В. в течение пяти лет возглавлял учебно-методическую опорную комиссию отрасли по судостроению. По поручению методического кабинета Министерства судостроительной промышленности, он совместно с Трацевским Г.Г., преподавателем техникума, переработал программу по дисциплине технология металлов и судостроительных материалов для специальности «Судокорпусостроение». Программа была издана в Москве в 1991 году, а «Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий», разработанные этими преподавателями, были отмечены в числе пяти лучших на II этапе Всесоюзного смотра передового опыта в системе среднего специального образования.

Труд Игоря Викторовича отмечен множеством благодарностей, почетных грамот, медалью «300-летие Российского флота», Почетной грамотой за разработку методических рекомендаций по дипломному проектированию. Игорь Викторович ‑ яркая личность, его знают и помнят как интересного, всесторонне развитого человека. Турист, моделист, лыжник, яхтсмен, любитель песни ‑ такой одаренный педагог не мог не оставить след в душе молодых, их родителей, а также своих коллег. Уже находясь на заслуженном отдыхе, Игорь Викторович продолжает заниматься с молодежью и развивает их технический и творческий потенциал. С 1972 года кружковцами и дипломниками изготовлено 8 моделей судов, 10 макетов мидель-шпангоутов судов, 13 прогулочных лодок, в том числе 5 с обшивкой из стеклопластика и яхта длиной 5 м со съемной рубкой из стеклопластика. Модели танкера «Олег Кошевой» и буксира «Поток» экспонировались на отраслевых выставках, а модель научно-исследовательского судна и контейнеровоза отмечена на выставках Технического творчества учащихся ссузов. Двухместная весельно-моторная лодка из стеклопластика L=2,6 м и 2-х секционная лодка L=2,2 м отмечены Почетными грамотами областных выставок Технического творчества учащихся ссузов, а группа учащихся техникума отмечена Почетной грамотой на Поволжской выставке ссузов научно-технического творчества молодежи за 3-х секционную стеклопластиковую лодку L=3,2 м.

В 1975 году председателем цикловой комиссии назначается Захаров Н. В.. В разные годы в состав цикловой комиссии входили преподаватель экономики Рузина Р.И., преподаватели-производственники Череватенко Н.А., Исахаров В.М., Прованов В.И., Дудоладова В.И., что положительно сказывалось на качестве работы комиссии.

Опытный инженер – технолог Вера Ивановна Дудоладова окончила Горьковский институт инженеров водного транспорта в 1945 году, на завод приехала в 1951 году. К этому моменту она была уже начальником корпусного бюро Отдела Главного Технолога завода. Перейдя работать в техникум в 1969 году, она начала заново создавать материально-техническую базу совместно с учащимися, была ведущим специалистом по технологии постройки судов. Труд Дудоладовой Веры Ивановны, проработавшей в техникуме до 1979 года, отмечен многими благодарностями и почетными грамотами.

В это же время на нашей специальности начал работу Модин Я.И., преподаватель спецдисциплин по судостроению и заместитель директора по производственному обучению. Совместно с Каплуновой Л. В. они внесли большой вклад в дело привития интереса к избранной специальности студентов.

Каплунова Лидия Васильевна окончила Николаевский кораблестроительный институт в 1968 году, работать в нашем техникуме начала в 1973 году. Заботливый классный руководитель, хороший педагог, в 1978 году она назначена заведующей отделением, где проработала 12 лет. Неоднократно за это время она командировалась на проверки других судостроительных техникумов. Ее работа отмечалась рядом благодарностей и почетных грамот, имеет благодарность от научно-методического центра среднего профессионального образования Российской Федерации за активное участие в разработке примерных программ дисциплин специальности. Огромная работоспособность, энергия, оптимизм Каплуновой Л.В. положительно сказывались на работе цикловой комиссии. Она добросовестно относилась к своим обязанностям, занятия проводила и проводит до настоящего времени на высоком профессионально-техническом уровне, прекрасно владеет методикой преподавания, тщательно и серьезно готовится к урокам.

Модин Яков Иванович, прошедший на судостроительном заводе путь от мастера до начальника цеха, имея большой практический опыт, проводил уроки доходчиво, изложение его отличалось простотой, приводилось множество практических примеров. Доброжелательный, но строгий, он всегда добивался от учащихся не только знаний, но и заинтересованности в обучении.

Кичапов Александр Иванович пришел преподавать в техникум в 1977 году технологию постройки судов и нормирование судокорпусных работ. Его уроки отмечались насыщенностью, искренним интересом ребят к изучаемой дисциплине, экскурсии на завод всегда воспринимались с радостью, так как на заводе ребята слушали историю завода, историю судостроения. Кичапов А.И. заслуженно пользуется высоким авторитетом у коллектива преподавателей, сотрудников и студентов. Неоднократно награждался почетными грамотами отраслевых Министерств и Министерства образования России. Награжден медалью «За доблестный труд», юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту», значком «Отличник народного просвещения».

В 1979 году, после четырех лет работы на Волгоградском судостроительном заводе в техникуме пришла Леонова Валентина Васильевна. С 1983 года и по 2005 год она исполняла обязанности председателя цикловой комиссии. Ее стаж работы в техникуме составил 26 лет. Под ее руководством был выполнен полный комплект плакатов по технологии судостроения, по механизации и автоматизации сборочно-сварочных работ, начато использование программ ЭВМ по технологии постройки судов, теории корабля, произведена значительная работа по оборудованию кабинета и изготовлению макетов, моделей судов, планшетов. Большое внимание она уделяет разработке тем дипломного проектирования на реальной основе по технологии судостроения. Леонова В.В. разработала и внедрила систему контроля за выполнением дипломных проектов, включая предварительную защиту дипломных проектов, что значительно повысило качество защиты дипломных проектов, разработала типовые и рабочие программы по основным предметам специальности. Она явилась инициатором проведения уроков на производстве, неоднократно являлась призером смотров – конкурсов на лучший кабинет.

В.В. Леонова поддерживает тесную связь с выпускниками техникума по специальности. За свой неустанный труд награждена знаком “Отличник народного образования”, Почетной грамотой Министерства за разработку методических материалов, Почетной грамотой за техническое творчество студентов, имеет благодарность от Научно-методического центра среднего профессионального образования за разработку и рецензирование примерных программ по специальности.

Преподаватели спецдисциплин Леонова В.В., Каплунова Л.В. и Шилов И.В. на смотре конкурсе методических работ отрасли в 1988 году награждены Почетными грамотами за методические рекомендации по дипломному проектированию по специальности «Судокорпусостроение».

Они составили ряд рецензий на программы и методические разработки по специальности, присланные из других ссузов.

Коршунова Светлана Николаевна, выпускница Волгоградского индустриального техникума, окончившая Горьковский институт инженеров водного транспорта в 1991 году, стала достойной преемницей Леоновой В.В., Шилова И.В. и других талантливых педагогов в деле воспитания молодых специалистов по специальности «Судостроение». Грамотная, энергичная, работоспособная, инициативная, она успешно освоила программу T-FLEX, широко использует компьютер в преподавании специальных дисциплин. Ею разработаны и внедрены новые рабочие программы. В 2005 году Коршунова С.Н. стала призером конкурса «Преподаватель года ВИТ».

При поступлении на специальность «Судостроение» студенты не всегда полно представляют себе выбранную профессию, а также объемы учебного материала, который им необходимо изучить за четыре года, чтобы в дальнейшем стать судостроителем и именоваться корабелом. На первом курсе студентам предлагается в качестве обзорной дисциплина введение в специальность, которая дает представление о специальности судостроителя, основных понятиях и определениях в судостроении, истории развития судостроения, классификации судов, об основных конструктивных элементах судов, их устройствах и системах, о типах и видах судостроительных предприятий и т.д. Цель этой дисциплины ‑ формирование эмоциональной привлекательности и интереса к будущей специальности.

На втором курсе происходит накопление знаний по приобретаемой профессии. Дисциплина теория корабля закладывает фундамент для дальнейшего обучения избранной специальности. Для лучшего усвоения учебный материал преподается в различных вариантах ‑ лекционные занятия, тематические тестовые опросы, практические занятия по закреплению полученных знаний, графические работы, показывающие правильность расчетов по теории корабля и др. Во втором семестре вводится дисциплина инженерная графика, цель которой ‑ познакомить студентов с графическим выполнением элементов корпуса судов, видами судостроительных чертежей, моделями основных узлов и соединений.

Производственное обучение неразрывно связано с обучением специальности. Основными задачами практики для получения первичных профессиональных навыков являются: подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин; обеспечение связи производственного и теоретического обучения. В течение второго курса студентам предлагается учебная слесарная практика и учебная сборочно-сварочная практика. При прохождении этих практик студенты выполняют разметочные, гибочные работы, изучают резку и рубку металлов, учатся правильно опиливать металл, сверлить и обрабатывать отверстия. Сварочная практика научит студентов накладывать валики, выполнять сварные соединения и швы.

На третьем курсе осуществляется глубокое изучение специальных дисциплин. В этот период изучаются такие дисциплины, как общее устройство судов; судовые устройства и системы; судовые энергетические установки; конструкция корпуса судна; проектирование и прочность судов; сварочное производство; технология постройки и ремонта судов; метрология, стандартизация и сертификация. Для каждой из перечисленных дисциплин разработан пакет методических рекомендация по выполнению практических работ. По дисциплинам конструкция корпуса судна; проектирование и прочность судов разработаны методические рекомендации по выполнению курсового проекта. При изучении этих дисциплин на уроках используются чертежи судов, которые строит базовое предприятие ОАО «Волгоградский судостроительный завод». Экскурсии на базовое предприятие позволяют студентам закрепить знания, полученные при изучении дисциплин, увидеть размещение производства по постройке различных судов. У студентов третьего курса появляется устойчивый, осознанный интерес к своей профессии.

После третьего курса студентам предлагается практика по профилю специальности, которая делится на два этапа. Первый этап – практика на рабочих местах в соответствии с одной из выбранных специальностей. Второй этап ‑ овладение умениями техника. Задачами практики являются: изучение процесса на предприятии; закрепление умений и навыков практической работы по специальности с получением производственного разряда; приобретение навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.

На четвертом курсе завершается формирование профессиональной направленности студентов. Заканчивается изучение дисциплины специального цикла технология постройки и ремонта судов. Дисциплина проектирование оснастки знакомит студентов с видами приспособлений и оснастки для изготовления узлов, секций, блоков и при формировании корпуса судна на стапеле. Студентам предлагается выполнить чертеж оснастки для изготовления секции, которую они спроектировали при выполнении курсового проекта «Конструкция корпуса и прочность судна». Дисциплина охрана труда знакомит студентов с воздействием негативных и травмирующих факторов, а также способами защиты. Кроме этого студентам предлагается к изучению блок дисциплин, связанных с автоматизацией судостроительного производства. В настоящее время квалификация современного выпускника в немалой степени определяется умением использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Это механизация и автоматизация технологических процессов в судостроении и ремонте судов; автоматизация систем технологической подготовки производства; системы автоматизированного проектирования; информационные технологии в профессиональной деятельности; Системы автоматизированного нормирования, планирования и контроля. На этих уроках студенты не только знакомятся с видами автоматизированных систем на предприятиях судостроения, но и сами используют компьютер, как инструмент для обработки информации, а различные прикладные графические программы «Компас», «Т ‑ FLEX» позволяют выполнить несложные чертежи, схемы и т.д.

Квалификационная практика «Стажировка» имеет своей целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Преддипломная (квалификационная) практика является заключительным этапом производственного обучения. Целью преддипломной (квалификационной) практики является развитие профессионального мышления, проверка готовности будущего специалиста  к выполнению производственно-технологической, конструкторско-технологической и др. деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Преддипломная (квалификационная) практика проводится в цехах и отделах ОАО «Волгоградский судостроительный завод» и имеет следующие задачи: овладение студентами первоначальным  профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности; сбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.

Выполнение дипломного проекта – это итог обучения, оценка всего изученного ранее будущим специалистом.

В первые послевоенные годы важнейшим объектом трудоустройства выпускников техникума была Красноармейская судоверфь, ставшая затем базовым предприятием техникума. Позднее выпускники техникума направлялись на различные предприятия многих министерств и ведомств. Молодых специалистов можно было встретить на предприятиях Санкт-Петербурга, Николаева и других городов. Многие выпускники специальности «Судостроение», имея высокий уровень подготовки, входили в состав руководства предприятий:

Сумский И.В. (выпуск 1971 года) ‑ начальник сектора ЦКБ «Шельф», главный конструктор КБ «Малфлот»;

Литвиненко А.И. (выпуск 1972 года) ‑ начальник плаза Волгоградского судостроительного завода;

Караулов А.В. (выпуск 1972 года) ‑ глава администрации Светлоярского района;

Дудкин Б.К. (выпуск 1972 года) ‑ начальник участка судокорпусного цеха завода «Красное Сормово» в г. Нижний Новгород;

Богова Л.И. (выпуск 1973 года) ‑ начальник корпусного сектора КБ ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Даниленко А.М.(выпуск 1974 года) ‑ начальник бюро труда и заработной платы Ц.270 ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Лавров Ю.И. (выпуск 1975 года) ‑ начальник участка судозаготовительного цеха ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Сайгаков В.Н (выпуск 1977 года) – зам. начальника судокорпусного цеха Судостроительного завода г. Ярославля;

Ильин С.Ф. (выпуск 1979 года) ‑ доцент Николаевского кораблестроительного института;

Ишназаров Т.С. (выпуск 1982 года) ‑ окончил аспирантуру в Николаевском кораблестроительном институте, работает в ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Малахова Л.В. (выпуск 1983 года) ‑ зам. директора по кадрам завода «Химпром»;

Коршунова С.Н. (выпуск 1983 года) ‑ преподаватель Волгоградского индустриального техникума;

Ширяева Н. И. (выпуск 1984 года) – преподаватель училища № 19;

Ибрагимов Н. Ю. (выпуск 1985 года) – директор патриотического клуба «Гвардия»;

Ледовская Е. В., Мангольд Н. Л. (выпуск 1986 года) – работники ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Бровченко А. С. (выпуск 1986 года) – транспортный цех ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Литуновская А. В. (выпуск 1991 года) – бюро пропусков;

Финько Е.В. (выпуск 1997 года) ‑ старший технолог судосборочного цеха ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Чернокозова Г. А. (выпуск 1987 года) ‑ диспетчерская служба ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Карпюк Г. В. (выпуск 1987 года) ‑ мастер сборочно ‑ сварочного цеха ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Иванова Л. А. (выпуск 1989 года) – инженер конструктор ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Мочалов М. В. (выпуск 1993 года) – райвоенкомат;

Грицаева О. В. (выпуск 1993 года) – налоговая Светлоярского района;

Гавриленко И. В. (выпуск 1995 года) – конструктор ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Самарская С. В. (выпуск 1995 года) – конструктор ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Прекраснова Е. В. (выпуск 1995 года) – конструктор ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Сафонова Т. В. (выпуск 1995 года) – конструктор ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Белоглазова Е. М. (выпуск 1999 года) ‑ контрольный мастер сборочно ‑ сварочного цеха ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Богословская Н. В. (выпуск 1999 года) – технологи сборочно ‑ сварочного цеха;

Пушнина Н. А. (выпуск 1999 года) – технологи сборочно ‑ сварочного цеха.

Рязанов В. В. (выпуск 2000 года) ‑ контрольный мастер сборочно ‑ сварочного цеха «Волгоградский судостроительный завод»;

Борисова И. В. (выпуск 1986 года) ‑ мастер Новороссийского судоремонтного завода;

Побережник А. М. (выпуск 1991 года) ‑ мастер ВПО « Каустик»

Пилиненко М. А. (выпуск 1990 года) ‑ старший инженер Волжско-Донского судостроительного канала;

Хлыбов Д. В. (выпуск 1999 года) ‑ главный инженер «Волгоград промвентиляции»;

Смирнова И. Н. (выпуск 1984 года) ‑ ведущий специалист корпусо ‑ заготовительного цеха ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Баракова Л. Ю. (выпуск 1996 года) – инженер по технике безопасности;

Черевко С. А. (выпуск 1996 года) – технолог;

Макеева Ю. И. (выпуск 1997 года ‑ технолог;

Солодков А. В. (выпуск 1999 года) – сборщик;

Карасева И. В. (выпуск 2002 года) – инженер-технолог ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Плотникова О. В. (выпуск 1991 года) ‑ юрист ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Карпов В. А. (выпуск 1986 года) – старший строитель судов;

Лучкина Ж. В. (выпуск 1988 года) – ведущий инженер-конструктор;

Осачева Э. А. (выпуск 1983 года) – ведущий инженер-конструктор;

Яхныч Г. А. (выпуск 1983 года) ‑ ведущий инженер конструктор;

Орлова Н, С. (выпуск 2000 года) – работник ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Мерк В. Ф. (выпуск 2001 года) – мастер сборочно-сварочного цеха;

Глушков Н. С. (выпуск 2003 года) – сборщик;

Жукова В. С. (выпуск 2003 года) – нормировщик;

Ляшенко Ю. И. (выпуск 2003 года) – теплосиловой цех;

Мулеев Р. М. (выпуск 2003 года) – инженер-технолог ОАО «Волгоградский судостроительный завод»;

Денисова Н. С. (выпуск 2004 года) – корпусообрабатывающий цех;

Киселев Р. Ю. (выпуск 2004 года) – сборщик;

Миронова И. Н. (выпуск 2004 года) – мастер сборочно-сварочного цеха;

Орлов И. В. (выпуск 2004 года) – сборщик;

Понамарев Д. В. (выпуск 2004 года) – сборщик.

Мы вправе гордится качеством подготовки молодых специалистов. В 2006 году нашей специальности исполняется 60 лет. За эти годы сделано очень многое, но впереди, учитывая сложившуюся обстановку в промышленности, учитывая демографическую ситуацию в стране, предстоит сделать еще больше. Постоянно пополняется материально-техническая база кабинета, но необходимо переходить на качественно более высокую ступень использования средств технического обучения, использования персональных компьютеров в преподавании спецдисциплин. Необходимо проводить более целенаправленную профориентационную работу в школах с целью привлечения будущих специалистов судостроения.

 

 

 


Rambler's Top100
 
Hosted by uCoz